Бой за кофе на колесах. Киев взялся за общепит

Фото: Дмитрия Никонорова Противостояние власти и бизнеса на рынке уличной еды снова обострилось этим летом

Попытки киевской власти упорядочить рынок передвижного общественного питания могут привести к росту взяток и цен на еду.

Офис Андрея расположен возле Золотых ворот в Киеве, пишет Ксения Портная в №31-32 журнала Корреспондент от 21 августа 2015 года. Практически каждое утро по дороге на работу он покупает чашечку латте в одной из нескольких автокофеен, которые разместились в этой исторической части города.

«У нас в офисе есть своя кофемашина и даже полноценная кухня с плитой, где можно приготовить кофе на любой вкус. Но в том, чтобы купить ее по дороге на работу, есть определенный тайный смысл», – улыбается Андрей.

А вот его коллега Юлия, наоборот, автокофейни обходит.

«Я им не доверяю, – говорит она. – Читала, что были случаи отравления, знаю, что не всегда соблюдаются санитарные нормы».

Ситуация на киевском рынке передвижного общественного питания так же неоднозначна, как и отношение потребителей к этому виду услуг. На таких, как Юлия, ссылается власть, делая официальные заявления о необходимости навести порядок в уличной торговле. Для таких, как Андрей, в городе появляются все новые и новые мобильные кофейни и снековые.

Власть якобы борется с недобросовестным ведением бизнеса – случаями отравления, взрывами и беспорядочной парковкой, а бизнес выступает против административного давления, невозможности работать по белым схемам и коррупции

Власть якобы борется с недобросовестным ведением бизнеса – случаями отравления, взрывами и беспорядочной парковкой, а бизнес выступает против административного давления, невозможности работать по белым схемам и коррупции.

В итоге ситуация на киевском рынке автокофеен и стрітфуду на колесах в целом напоминает увлекательный долговременный телесериал, который с каждым днем становится все интереснее и заканчиваться пока не планирует.

Борьба за выживание

Прошедшие месяцы ознаменовались целой серией пикетов и митингов представителей общественного питания на колесах. После очередных угроз запретить работу автокофеен в принципе очередную волну возмущения вызвали правила размещения точек передвижной мелкорозничной торговли, разработанные киевской властью.

Открытые онлайн-торги за 229 точек размещения с последующим добавлением еще 100 – такую альтернативу, разработанную департаментом промышленности и развития предпринимательства КГГА, предложили столичному бизнесу стрітфуду на колесах

Открытые онлайн-торги за 229 точек размещения с последующим добавлением еще 100 – такую альтернативу, разработанную департаментом промышленности и развития предпринимательства КГГА, предложили столичному бизнесу стрітфуду на колесах. По мнению властей, это должно вывести рынок из тени, очистить город от избытка таких точек торговли и улучшить качество их услуг.

«Мы выводим работу автокофеен из тени и наводим порядок в сфере передвижной торговли. Предприниматели должны платить деньги в бюджет и законно осуществлять торговлю в выделенных для этого местах», – заявил мэр Киева Виталий Кличко.

Бизнес, который в целом выступает за наведение порядка, с конкретными предложенными схемами не согласился. И 30 июля на встрече с мэром и руководством профильных департаментов КГГА Ассоциации мобильных кофеен удалось отсрочить проведение аукциона по разработанному плану до конца лета и добиться создания рабочей группы с участием представителей бизнеса для доработки или даже отмены этих нововведений.

По словам Алексея Бусаєва, заместителя председателя правления Ассоциации мобильных кофеен, такими проектами власть реализует исключительно популистские цели, имитируя бурную деятельность перед выборами. На практике это неработоспособная модель, которая будет вызывать много сомнений и обжалований через суд. И недостаточное количество выделенных мест – одна из основных причин неработоспособности предложенной схемы.

Теоретически уменьшение количества мобильных точек торговли призвано привести к увеличению конкуренции и, соответственно, улучшение качества их услуг. Практически реалии работы в украинской столице являются такими, что на выходе ситуация в лучшем случае не изменится, в худшем – еще больше усилится.

«Это уничтожение малого бизнеса в зародыше, – продолжает Бусаєв. – Выделенных мест недостаточно. Сейчас в Киеве работает не меньше 2 тыс. точек, между которыми начнется нездоровая борьба за места вплоть до физического насилия. Представьте, человек три-четыре года работает на одном месте, а аукцион выиграет кто-то другой. Отдаст ли она место, которое по праву считает своим? Нет! Рынок – он как живой организм, сам себя регулирует».

Фото Дмитрия Никонорова

Алексей Бусаєв считает, что большинство владельцев мобильных кофеен не поверит в честность аукциона

Основатель сети кофеен My Coffee Александр Воеводин менее категоричен в своих суждениях. По его мнению, уменьшение количества мест уличной торговли, безусловно, визуально очистит город, позволит проектам с долгосрочными перспективами и лучшими условиями для посетителей быть более устойчивыми на рынке.

«Но я уверен, что наши предприниматели будут бороться до конца, искать и находить множество законных лазеек, чтобы разместить свой объект, например, у фасадов существующих супермаркетов, ТРЦ», – говорит он.

Тем более, по словам Воеводина, до насыщения рынка уличных автокофеен еще далеко, и он наполнен условно наполовину.

«Хотя очевидно, что удачных мест для размещения кофеен становится все меньше», – добавляет эксперт.

С точки зрения организатора фестиваля Уличная еда Романа Тугашева, на столичном рынке должны присутствовать не менее 500 точек передвижной торговли. Из них 50% — еда (фудтраки) и столько же для торговли напитками (кофе-машины). Однако в целом он оценивает инициативу властей положительно.

«Если к этому подойдут с умом, все правильно организуют, проведут прозрачный конкурс и допустят всех участников рынка, можно однозначно утверждать о быстрые позитивные изменения в этой сфере», – считает Тугашев.

Под «крышей»

Ирония заключается в том, что именно в прозрачность и честность конкурса многие участники рынка не верят.

«Сплошная коррупция и грабеж, – так описывает ситуацию на рынке Андрей Гетьманенко, генеральный директор ООО Мобильные торговые комплексы. – После нововведений ничего не изменится до тех пор, пока будет существовать возможность управления рынком путем административного давления на него».

Формально в Украине открыть такой бизнес несложно. Нужно оформить свидетельство о регистрации предпринимателя, получить заключение санитарно-эпидемиологической службы, техпаспорт автомобиля с отметкой о его переоборудовании. А еще, добавляют участники рынка, всегда иметь наготове конверт с деньгами.

«Сейчас коррупция в этой сфере – основной механизм регулирования именно через отсутствие законных инструментов», – говорит Тугашев.

Сумма «неофициального платежа» для работы в этой сфере варьируется от 2 тыс. до 6 тыс. грн в месяц в зависимости от формата, локации, денежного обращения, связей и договоренностей с теми или иными инстанциями

По его словам, сумма «неофициального платежа» для работы в этой сфере варьируется от 2 тыс. до 6 тыс. грн в месяц в зависимости от формата, локации, денежного обращения, связей и договоренностей с теми или иными инстанциями.

«Такие платежи имели место у наших партнеров, стягивали их различные подразделения, – рассказывает Воеводин. – И связано это в первую очередь с тем, что нет четко описанных законных норм, при которых они могут спокойно, честно по закону работать».

Предприниматели готовы платить почти любые налоги, только бы заработали четкие и прозрачные правила игры, считает эксперт.

«По сути, стоимость законной аренды территории, на которой располагается точка, такая же, если не меньше, чем стоимость взятки, которую приходится платить, чтобы нормально работать. Поэтому я возлагаю большие надежды на то, что в случае, когда город будет давать разрешения для законного размещения точки питания, необходимость во взятках просто отпадет и наличие законодательной базы привлечет больше участников рынка и создаст условия для здоровой конкуренции», – отмечает Тугашев.

Воеводин рассказывает, что, например, на Манхэттене розыгрыш мест для объектов уличной торговли происходит ежегодно на открытых, справедливых и логичных условиях, а стоимость лицензий, со слов местных очевидцев, достигает $ 50-200 тыс. на год.

«В итоге выиграют все: у предпринимателей нет бесчисленного множества конкурентов, горожане получают чистые улицы и высокое качество услуг, государство – весомый вклад в бюджет от лицензий и налогов, поступающих от этих компаний», – говорит Воеводин.

Однако Бусаєв ставит под сомнение эффективность проведения аукциона для решения этой задачи в Киеве.

«После аукциона стоимость взяток может только возрасти. Многие участники рынка (70-80%) не пойдут на аукцион и останутся работать «под прикрытием», – говорит он.

Вместо аукциона и оплаты добровольного долевого участия ассоциация предлагает ввести для работы передвижных видов мелкорозничной торговли более простую и понятную схему оплаты – парковочными талонами на разные сроки

Поэтому вместо аукциона и оплаты добровольного долевого участия ассоциация предлагает ввести для работы передвижных видов мелкорозничной торговли более простую и понятную схему оплаты – парковочными талонами на различные сроки, которые позволят заниматься торговлей в любой точке города, где парковка не запрещена Правилами дорожного движения. Стоить такие талоны могут, например, 1 тыс. грн на месяц.

«В Европе используют модель уличной торговой лицензии. Образно говоря, купил патент на торговлю кофе в городе – и торгуй где хочешь, где не нарушаешь ни правил торговли, ни Правил дорожного движения», – ссылается Бусаєв на европейский опыт.

По его мнению, такая схема даст киевском бюджета около 6 млн грн прямых поступлений на год и оставит на рынке только добросовестных предпринимателей, которые желают работать легально.

В другом случае выигрывают те, у кого есть деньги. И напитки подорожают минимум втрое, считает эксперт.

«Уже сейчас кассы упали вдвое, цены подскочили, а новые сети продолжают появляться. Практически все основные расходные материалы покупаются за доллары, поэтому цены на них выросли на 50-70%. Сегодня можно говорить о выживании, а не об окупаемости», – делится Бусаєв.

В случае удачной реализации проекта и ухода недобросовестных предпринимателей точки продаж, что остались, смогут увеличить свои доходы.

«Скорее всего, их прибыль возрастет, это несложно спрогнозировать, поскольку с сокращением количества предложения спрос вряд ли уменьшится», – говорит Воеводин.

По его данным, в среднем автокофейни зарабатывают 1,5-3,0 тыс. грн в день.

«Все зависит от размещения, потока людей, качества и скорости работы бариста, оборудование, которое он использует. Сегодня цифры некоторых автокофеен могут достигать 8 тыс. грн в день, но это исключительно во время проведения фестивалей или продаже на пересечении главных улиц, с наличием профессиональных суперавтоматических машин, способных позволить готовить кофе быстро и качественно», –говорит Воеводин.

Кроме того, эксперт отмечает, что стрітуфуд на колесах будет стремиться удержать цены. Иначе, если тарифы сравняются со стационарными точками, потребители просто уйдут в кафе.

В поисках компромисса

В департаменте промышленности и развития предпринимательства КГГА настаивают на том, что торги состоятся в любом случае. И сообщают, что с 11 августа все заинтересованные киевляне-предприниматели могут зарегистрироваться для участия и отслеживать состояние заявлений по размещению средств передвижной торговли на сайте департамента.

«Информация о новых точках обновляется ежедневно, чтобы желающие успели ознакомиться с интересными для них объектами. Торги состоятся, как и планировалось, 28 августа. В этот день мы предложим предпринимателям 229 мест», – объясняет директор департамента Максим Кузьменко.

Чиновник верит, что власти и бизнесу удастся договориться.

«До 25 августа свои предложения нарабатывает рабочая группа, в состав которой вошли представители власти, общественных объединений и бизнесмены, которые занимаются передвижной торговлей. Это означает, что компромисс будет найден. Однако это должно быть действительно удобное решение, прежде всего, для киевлян и гостей города», – отмечает Кузьменко.

***

Этот материал опубликован в №31-32 журнала Корреспондент от 21 августа 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*