Кривая реформа. Милиция еще не стала полицией

Пока что наиболее удачной оказалась лишь реформа патрульной полиции
Свидетельствует ли новая «Врадиевка» о том, что отечественная полиция так и не обновилась.
От поселка Кривое Озеро до райцентра Врадиевка в Николаевской области рукой подать –всего 20 км и 3 года.
В июле 2013 года эти места прославились на всю Украину. Тогда жители городка разгромили райотдел милиции, чтобы найти садистов в погонах, которые зверски зѓвалтували и избили врадіївчанку Ирину Крашкову.
С 2016-го, когда милиция стала полицией, а ее ряды якобы пополнились новыми мотивированными сотрудниками, группа полицейских из Кривого Озера на глазах у родных забила на смерть 32-летнего Александра Цукермана. Не веря в справедливость следствия, суда, а также в достоверности экспертиз, жители поселка намеревались перебросить конвойную машину и совершить самосуд здесь и сейчас.
Корреспондент попытался найти ответ на вопрос о том, почему, несмотря на проведенные в МВД изменения, Врадиевка снова повторилась, пишет Маргарита Чимирис в №33 издания от 2 сентября 2016 года. Свидетельствует ли случившееся о провале полицейской реформы?
Пытки «Палестинская дыба»
«Палестинская дыба» – так называется пытки, которое 10 лет назад милиционеры Вознесенская применили к Николая Сливоцкого, чтобы выбить признание в убийстве.
«Они надели мне на руки наручники, а между ними пропустили веревку и прикрепили ее к потолку, – позже признался своим защитникам Николай. – В итоге я получил вывих обеих рук. Кровообращение было нарушено. Примерно через час потерял сознание. А на следующий день не чувствовал ни одного пальца…».
После таких мучений оговорить себя может каждый. Николай Сливоцкий уже 12 лет находится в колонии за преступление, которое не совершал. Все эти годы его родные и адвокаты не могут добиться справедливости. Хотя последним даже удалось разыскать настоящего убийцу – ранее судимого за аналогичное преступление мужчины.
Интересно, что недавно юристы обнаружили в Реестре судебных решений аналогичный случай.
Судя по всему, в милиции Николаевской области «Палестинская дыба» – популярный метод выбивания показаний. Но в этот раз мужчине, на которого хотели повесить чужую вину, повезло. Суд его оправдал. Правда, никого из причастных к этому делу милиционеров и прокуроров к ответственности так и не привлекли.
Клановая система и круговая порука
«Безнаказанность – вот настоящая причина того, что происходит, – считает адвокат Николая Сливоцкого Олег Веремеенко. – За пытки Сливоцкого никто не ответил, поскольку действует клановая система и круговая порука. Особенно в прокуратуре. Но ведь именно она должна была реагировать на все перегибы милиции и показательно наказывать садистов. Если бы она работала, полицейские не посмели бы поднять руку на дебошира в Кривом Озере.
Но она не действует. А причастен к текущих дел прокурор идет на повышение, переезжает в столицу. Теперь он расследует дела Майдана. Не отстают и судьи, которые продолжают принимать явки с повинной и закрывают глаза на жалобы арестованных. О какой реформе полиции может идти речь, если полиция, прокуратура и суд так же взаимосвязаны, как и раньше? «
Впрочем, столь критически настроены не все эксперты. По данным председателя правления Экспертного центра по правам человека Юрия Белоусова, в последние годы ситуация в системе МВД стала лучше.
«Например, в райотделах уже нет тех страшных ИВС без туалетов и вентиляции, как это было в 2004 году, – говорит он. – Но насилие никуда не делось. Оно просто видоизменилось. Сейчас приглашенных в райотдел людей могут вообще не фиксировать как задержанных. Мол, это не допрос, а опрос. При этом оказывают на них психологическое давление и заставляют признаваться в преступлениях. А прокуроры и судьи на подобные нарушения не реагируют. Почему? Хотя бы потому, что до этого времени действует инструкция, согласно которой прокурора, чье дело было проиграно в суде, ждет дисциплинарное взыскание».
Еще одной причиной трагедии в Кривом Озере эксперты называют несистемность и непоследовательность реформы.
«Помните, с какой помпой обсуждалась концепция и стратегия новой полиции, – говорит эксперт группы Полиция под контролем Евгений Крапивин. – Большая часть из заявленных там шагов не выполнена. Взять, к примеру, аттестацию, которую мы критиковали с самого начала. Сначала в МВД заявляли, что она пройдет за три месяца, потом до конца года. При этом сразу было понятно, что результаты аттестации можно будет оспорить, поскольку инструкция о ее проведении была написана с нарушениями. В итоге уволены полицейские уже восстанавливаются на работе [один из полицейских, который принимал участие в событиях в Кривом Озере, уже восстановился через суд, другой не подлежал аттестации по должности].
За время аттестации освобождены лишь 15% полицейских
Действительно, о реальных результатах аттестации в МВД предпочитают не говорить. А они довольно скромные. Открыто аттестация прошла лишь в шести областях (в том числе в Николаевской области). О том же, что делается в других регионах, никакой информации нет. Во всяком случае, в центральные СМИ скандалы и жалобы на членов комиссий уже не просачиваются.
«Дело в том, что в комиссиях стало больше представителей МВД, – говорит представитель Автомайдана Олег Пушак. – Мнение общественных во время вынесения окончательного решения не учитывается. А психологов, которые имеют смелость отсеивать потенциальных преступников, всегда было мало. Например, в нашей комиссии работала психолог МВД, которая защищала всех полицейских без разбора. То ли боялась мести со стороны кандидатов, то ей не хватало опыта и знаний».
Евгений Крапивин, уточняет: «Аттестация, на которую были потрачены колоссальные деньги, показала слабый результат – всего 15% уволенных. На местах, как и раньше, работают старые кадры: те же следователи, те же оперативники и даже бывшие гаишники. Причем многие из них будет работать до конца года. А следовательно, и все имеющиеся системные проблемы – жестокое обращение с задержанными, пытки, неэффективное расследование – тоже остались».
Новым патрульным народ доверяет
Единственным положительным следствием реформы эксперты называют создание патрульной полиции в больших городах. И даже несмотря на явные провалы (например, убийство пассажира авто во время погони в Киеве), уровень доверия к патрульным у населения высокий.
«В патрульную полицию действительно приходят служить люди с новым видением – юристы, психологи, банкиры, – говорит Юрий Белоусов, который проводит обучение новых патрульных. – Но они работают по старым нормативам и везут задержанных в старые райотделы. А что там происходит, сами знаете».
В то же время в маленьких городах и поселках патрульной полиции нового образца нет. И, судя по всему, никогда не будет: она предусмотрена только в областных центрах.
«В райотделах уже давно не комплект, даже те полицейские, которые нормально работают, устали, – говорит член аттестационной комиссии в Ровенской области, юрист
Глеб Олейник. – Зарплаты небольшие, а нагрузка на следователей огромное. Порядочные люди вынуждены или уходить из полиции, или встраиваться в порочную, старую систему».
Выход из ситуации эксперты видят не просто в улучшении материально-технической базы и повышении зарплат, но и в прозрачном отборе руководителей и постоянном общественном контроле за работой полиции.
«Аттестации, подобные той, что проходила, должны проводиться ежегодно, – считает Олейник. –Только так можно проконтролировать, соответствует ли человек занимаемой должности и достойна ли она работать в полиции».
«Необходима также прозрачная реформа прокуратуры, – считает Веремеенко. – Пока нам об этом только говорят, а что происходит за закрытыми дверями, мы не знаем. В итоге преступники в погонах идут на повышение».
Кроме того, не стоит ждать, что коррупционно-катівна система, которая существовала десятилетиями, в полиции развалится за три месяца. Так же, впрочем, как и говорить о полном провале реформы. Хотя Кривое Озеро ясно показало: необходимо заменить старые полицейские кадры на новые на всех уровнях. И не только в крупных городах, но и в регионах. Иначе говорить об успехе нововведений в МВД не приходится. Хочется верить, что каждая новая «Врадиевка» будет напоминанием реформаторам о том, что необходимо быть предельно ответственными и честными перед обществом. Как, например, глава патрульной полиции Евгений Жуков, который признал свою вину за то, что случилось в Николаеве, где на прошлой неделе его подчиненные не смогли утихомирить розперезаних мажоров.
***
Этот материал опубликован в №33 журнала Корреспондент от 2 сентября 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
Комментировать