Литва решила не покупать большую партию украинских БТР

Фото: Reuters БТР-4 — новейший украинский бронетранспортер

Литва планирует купить 88 немецких бронетранспортеров Boxer, хотя рассматривала возможность купить БТР-4 в Украине.

Министр обороны Литвы Юозас Олекас в интервью телеканалу 112 объяснил причины покупки бронетехники в Германии, а не в Украине тем, что украинские бронетранспортрери «не соответствуют стандартам НАТО».

Ранее стало известно, что литовское министерство обороны решило закупить 88 бронемашин Boxer производства немецко-голландского консорциума Artec. Стоимость контракта составит 385,6 млн евро.

Поставки начнутся в 2017 году, полностью контракт должны выполнить в 2021-ом. Стоимость украинских БТР-4 ранее составляла от одного до полутора миллиона долларов за единицу в зависимости от договоренностей.

Правда, из дальнейшего объяснения министра вытекает скорее то, что от украинских машин отказались не просто через стандарты НАТО, но и за несоответствие задачам, которые литовская армия ставит перед этими машинами.

«Наши требования, которые должны выполняться, как по защитной мощности техники, так и боевой, — пояснил министр. — Есть стандарты, которые приняты в странах НАТО, чтобы оперировать, совместно участвовать в действиях. Этим требованиям отвечала немецкая техника».

Министр, скорее всего, не имел в виду стандарты НАТО в широком смысле — далее он уточнил, что речь идет об условиях, выдвинутые для одного конкретного заказа.

«Я говорю о тех требованиях, которые были при соглашении с Германией. Здесь мы выдвигали более высокие требования для некоторых технических данных», — пояснил Олекас.

Однако много украинских и российских СМИ восприняли это как своего рода приговор украинским бронетранспортеров БТР-4 — новым машинам, разработанным в Харьковском конструкторском бюро машиностроения в середине 2000-х годов.

Ныне Украина пытается наладить поставки этих БТР в свою армию и одновременно стремится удержаться на мировом рынке вооружений.

По мнению экспертов, хотя украинские бронетранспортеры и вызвали серьезные нарекания у покупателей, они имеют перспективы экспорта.

Энергичные закупки

Литва решила перевооружать свои сухопутные силы новой бронетехникой на фоне обострения отношений НАТО и России.

Соседняя с ней Латвия в начале августа договорилась с Великобританией о поставке 123 подержанных гусеничных бронированных машин CVR(T) 249,5 млн евро.

В январе сообщалось, что Эстония планирует закупить в Норвегии 35 единиц шасси БМП CV90 шведского производства, чтобы модернизировать их до полноценных боевых машин. Раньше Таллинн закупил более 40 колесных БТР Patria Pasi в Нидерландах.

Свои программы развития парка бронетехники имеют также Польша и Румыния.

В рамках своей программы Литва объявила отдельные тендеры на бронемашины и боевые модули к ним. Поэтому на вооружение вооруженным силам поступит немецкое шасси Boxer с израильским боевым модулем с 30-миллиметровой пушкой и противотанковыми ракетами.

Законы рынка и законы войны

Украинский эксперт по бронетехнике Андрей Тарасенко сказал Русской службе Би-би-си, что немецкая техника больше подходит для европейского театра, она более защищена, но имеет большой вес.

«Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Одна, например, (украинский БТР-4. — ред.) имеет большую подвижность вне дорог и может плавать. В другой (Boxer. — ред.) лучшая защита, но хуже подвижность», — сказал он.

«Эти решения выглядят вполне обоснованно. Водных преград там немного, территория небольшая, и эти хорошо защищенные машины будут выглядеть разумно», — пояснил эксперт.

Фото Getty Images

Боевая машина пехоты Boxer

С другой стороны, как считает украинский военный аналитик Сергей Згурец, Украине было бы непросто победить в тендере, который проводила европейская страна, поскольку на этом рынке Киев не чувствует себя уверенно.

«Эта балтийская страна не могла купить украинскую технику, поскольку на рынке стран НАТО среди поставщиков доминируют две страны — Германия и Франция, с примесью американских компаний. Поэтому в этой истории с покупкой немецких машин для меня ничего нелогичного нет», — сказал он.

Борьба за рынки

В последние годы Украина активно и не без успеха продвигала свою бронетехнику на международном рынке вооружений, прежде всего, в странах Азии.

БТР-3, также разработанный в Харькове, продавали Мьянмы, Таиланда, Нигерии и ОАЭ. БТР-4 покупали Ирак и Индонезия. Танки «Оплот» поступали, правда, небольшими партиями и с задержками, в Таиланд.

Однако с началом боевых действий на Донбассе весной 2014 года украинское правительство сразу же распорядился прекратить экспорт новой техники. Были прекращены поставки танков в Таиланд (а впоследствии восстановлена), а также приостановились переговоры с другими странами.

За два года, от начала 2014-го до конца 2015-го, по данным шведского института SIPRI, экспорт вооружений из Украины сократился вдвое.

Главной задачей сейчас, по словам Сергея Згурца, стала попытка, с одной стороны, вернуть утраченные позиции на международном рынке и завоевать новые, а с другой — обеспечить поставки бронетехники в армию, которая продолжает воевать на востоке.

«Как только вы делаете паузу на внешнем рынке, она тут же заполняется на русском или китайской техникой, и вернуться на замороженный рынок довольно трудно», — считает эксперт.

Репутация и война

Вернуть позиции на рынке вооружений непросто. Необходимо, как минимум, завоевать репутацию. БТР-4 был не самой удачной машиной для этого.

Иракский контракт в конце концов обернулся скандалом, связанным, в частности, с качеством брони БТР-4. По словам Тарасенко, в этом проявилась давняя проблема оборонно-промышленного комплекса постсоветских стран — неумение организовать послепродажное обслуживание.

С одной стороны, этот контракт негативно повлиял на репутацию украинских бронетранспортеров, но с другой — они теперь активно используются в боевых действиях против «ДНР-ЛНВ», что по законам рынка вооружений сильно повышает их статус как товара.

Однако, по словам эксперта Тарасенко, война раскрывает не только преимущества, но и недостатки техники. «Если ее будут использовать так, как ее использовали в некоторых случаях, то это сыграет отрицательную роль. Были случаи неграмотного использования, были случаи потери техники», — сказал он.

С другой стороны, считает эксперт, боевые действия выявляют множество «детских болезней» — в таких конфликтах техника, как он выразился, «взрослеет» гораздо быстрее.

Сергей Згурец отмечает, что развивать проект БТР-4 сложно через негласное правило европейских машиностроителей. Они стараются не продавать узлы и агрегаты тем странам, которые создают военную технику, чтобы поставлять ее в горячие точки.

Источник: ВВС Украина

Источник

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*