Облетая запрета. Как действует на рынок закрытии авиасообщения с Россией

Фото: Дмитрия Никонорова Запрет на полеты между РФ и Украиной не привело к увеличению спроса на железнодорожные билеты

После закрытия воздушного сообщения с Россией авиапассажиры вынуждены искать новые способы пересечения границы.

Дмитрий Пшеничный, молодой киевский татуировщик, выбрал для себя авантюрный способ попасть в Россию, пишет Ксения Цивірко в №47 журнала Корреспондент от 27 ноября 2015 года. Вместе с двумя подругами он решил поехать на концерт в Санкт-Петербург автостопом через Беларусь. Но в пограничном пункте рядом с Витебском компанию не пропустили, ссылаясь на то, что на нем действуют упрощенные методы контроля.

«Нам сказали, что мы должны ехать через Смоленск. Тогда мы спустились в лесные чащи и прошли через рельсы, а нас даже не заметили. Когда мы добрались до ближайшего села, на первой же заправке нас забрал дальнобойщик», – рассказывает о своих приключениях Пшеничный.

Если молодого татуировщика с горячей кровью такие авантюры не пугают, то рядовой гражданин вряд ли решится на такой поступок. Однако от привычного для большинства пассажиров самолета придется отказаться: 25 октября Украина и Россия полностью перекрыли друг другу прямое авиасообщение.

Вместо двухчасового полета из Киева в Москву теперь придется добираться туда с пересадкой в Минске, Риге, Варшаве, Стамбуле, Франкфурте … Прямое сообщение железнодорожным и автобусным транспортом сохранилось, но его удобство оставляет желать лучшего.

Киевлянка Маргарита Архипова говорит, что последний раз летала в Москву менее недели назад – вынужденно, по работе.

«Я пишу книги, и мне пришлось лично отвозить их для печати. Но к друзьям я себе позволить поехать не могу. Самолетом летать дорого, а поездом очень неудобно. Хорошо, что друзья к этому относятся с пониманием», – говорит она.

Несмотря на трудное транспортное сообщение, украинская и российская власти не собираются идти друг другу на уступки. В Министерстве инфраструктуры Украины настроены твердо: для начала переговоров российские авиакомпании должны прекратить незаконные полеты в аннексирован Крым и через запрещенные зоны, а также уплатить все штрафы, которые Государственная авиационная служба накладывала на них в течение 2014-2015 годов.

Земля в иллюминаторе

История обоюдных запретов на полеты начала свое развитие еще 16 сентября, когда Президент Украины ввел санкции против 27 российских авиакомпаний, которые незаконно осуществляли полеты в Крыму.

«В связи с аннексией Крыма Украина ввела ограничения на полеты над полуостровом, о чем были проинформированы все авиакомпании, независимо от их государственной принадлежности. Также все они были уведомлены о закрытии аэродрома Симферополь», – обосновывает опалу первый заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер.

Последовал незамедлительный ответ РФ, которая теперь уже со своей стороны запрещала всем украинским авиакомпаниям осуществлять полеты над своей территорией. Потом Украина закрыла доступ всем другим российским авиаперевозчикам, которые не попали ранее в список санкций. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) полностью поддерживает нашу позицию и считает действия России неправомерными.

Теперь пассажиры могут совершать авиаперелеты только с пересадками в других странах, и некоторые из них длятся свыше 20 часов. В Министерстве инфраструктуры успокаивают тем, что Госавиаслужба уже приняла запросы от соответствующих авиакомпаний об увеличении количества рейсов. Среди них на рынке авиауслуг лидируют белорусская Belavia, латвийская Air Baltic и Air Moldova.

Пока воздушного «шлагбаума» не было, прямые перелеты до Москвы осуществляли Международные авиалинии Украины (МАУ), Днеправиа и Мотор Сич. Когда воздушную дорогу перекрыли, последние из могикан остались МАУ. Они предлагают самый выгодный вариант билета стоимостью 3.450 грн с часовой пересадкой в Минске.

По словам заместителя министра инфраструктуры, большая часть пассажиров летали до Москвы как до пересадочного пункта по пути в другие страны, поэтому особых неудобств люди не почувствуют.

«Я сам недавно летал в Корею через Москву. Теперь мне все равно пришлось бы туда лететь с пересадкой, только в другой стране», – делится своими мыслями Шульмейстер.

Но в этом случае везет только жителям столицы с ее международными аэропортами Борисполь и Жуляны. Пассажиры из других городов Украины вынуждены совершать несколько пересадок: сначала в киевском аэропорту, а потом в иностранном. Днеправиа может переправить по воздуху экипаж в Стамбул и Вену, а запорожская Мотор Сич открывает 30 ноября новый рейс до Минска. А оттуда уже и до конечного пункта назначения недалеко.

Кроме пересечения российской границы самолетом и пешком, остаются железнодорожные и автомобильные пути. Поездом можно добраться прямо до Питера, и до Москвы. За билет в сердце России придется отдать не менее чем 1.415 грн и около 14 часов трястись в вагоне. Однако потоки пассажиров не заполнили железнодорожные вокзалы после закрытия неба.

Сейчас в РФ курсируют 15 поездов, но значительного увеличения спроса на них не наблюдается. В пресс-службе Укрзализныци сообщили, что пассажиропоток с 25 октября увеличился лишь на 10%

Сейчас в РФ курсируют 15 поездов, но значительного увеличения спроса на них не наблюдается. В пресс-службе Укрзализныци сообщили, что пассажиропоток с 25 октября увеличился лишь на 10%, а в среднем 25% мест в поезде остаются незанятыми. После Майдана Россия стала не очень популярной среди украинских пассажиров, поясняют в ведомстве.

«Вместе с тем в пиковый период массовых новогодних и рождественских перевозок рассматривается назначение дополнительного поезда № 1/2 Киев – Москва», – говорят в Укрзализныце.

Киевлянка Евгения Александрова, которая работает в сфере интернет-рекламы, не считает поезд достойной альтернативой самолету. Теперь на рабочие выставки в Москву она будет летать реже, не собираясь искать окольные пути.

«Если ты зникнеш с интернета на 20 часов [на пространстве пересечения границы слабое покрытие мобильных сетей], то контроль над событиями будет утерян. А в IT-сфере случаются такие поломки, которые нужно сразу же устранять, что требует постоянного контроля», – объясняет свою позицию Александрова.

Билет с киевского до московского автовокзала стоит всего 500-800 грн и займет около 16 часов пути

Последний способ добраться до Белокаменной – доехать автобусом. Билет с киевского до московского автовокзала стоит всего 500-800 грн и займет около 16 часов пути.

По словам жительницы Мариуполя Марты Воротиліної, после закрытия восточной границы через военный конфликт единственным выходом из ситуации для нее является именно этот вид транспорта. Каждый год она ездит со своей семьей погостить к тетке в Таганрог.

«Расстояние до города – 120 км, а теперь она превратилась в целую тысячу. Автобус едет через Харьков и Белгород 26 часов. Столько не каждый высидит», – отмечает Марта.

Камикадзе в санкциях

Запрет на пассажирские авиаперевозки из РФ сначала была введена потому, что эти компании летали через запрещенную зону в закрытый аэропорт Симферополь. 27 российских авиакомпаний единственные в мире решились нарушать установленные Украиной запрета.

По словам профессора Национального авиационного университета Андрея Белятинського, в истории можно найти один яркий прецедент похожей ситуации. В 1987 году 19-летний Матиас Руст, пилот-любитель из ФРГ, совершил посадку легкого самолета на Красной площади в Москве в обход советской ПВО.

«У него не было разрешения на этот полет, и к тому же с ФРГ. После грандиозного скандала Красную площадь стали даже называть Шереметьево-3», – вспоминает Белятинський.

Сегодняшний ущерб исчисляется скорее на языке финансов. Российские авиакомпании проштрафившихся на 680 млн грн, что подсчитано согласно «прайсу» Воздушного кодекса Украины. Но РФ пока что платить не собирается, ответив запретом прямых перелетов из Украины.

Отечественные санкции против России сильно бьют по бюджету самой Украины. Александр Луппо, доцент кафедры аэронавигационных систем НАУ, считает, что больше всего потеряет Украэрорух – предприятие, занимающееся обслуживанием воздушного пространства. За полеты над территорией Украины, по подсчетам Луппо, компании платят сотни миллионов долларов.

«После оккупации Крыма и падения Boeing на Донбассе мы потеряли две трети таких клиентов», – анализирует доцент.

По данным Госавиаслужбы, с 2013 года воздушный пассажиропоток между Украиной и Россией уменьшился более чем на 1 млн человек. Однако тяжелее всего приходится авиакомпаниям и аэропортам Украины.

После общения с директором «Мотор Сич» Геннадием Масловым выяснилось, что переориентировать пассажиров в непривычном для них направлении оказалось очень сложно. Например, на новый рейс до Минска, откуда можно добраться до Москвы, продано только три билета, в то время как среднее количество занятых мест в самолете обычно превышает 40.

«Я буду в убытках, ежемесячно тратя по $ 70-80 тыс., чтобы «раскатать» новый рейс [через Минск]. А это скажется на всем – и на зарплатах, и на качестве обслуживания», – сетует директор запорожской авиакомпании.

Сложившаяся ситуация может существенно сказаться и на развитии бизнеса, связанного с торговлей и партнерским руководством. Но Шульмейстер говорит, что пока подсчеты бизнес-потерь не проводились.

В целом же таких случаев закрытия воздушного сообщения между странами, которые не находятся юридически в состоянии войны, в истории не было. Поэтому обратиться за советом к поучительного прошлого не получится.

Правительства Украины и России 23 октября провели технические переговоры по этому вопросу, но ничего так и не достигли. Пока в Киеве требуют поднять безосновательно опущен воздушный «шлагбаум» и оплатить штрафы за полеты в Крыму. Москва, со своей стороны, требует, чтобы Украина сняла санкции. И ни одна сторона не идет на компромисс.

«Рано или поздно воздушное сообщение восстановится, для этого нужно обоюдно идти на уступки. В любом случае, если мы уйдем от взаимных запретов на авиаперелеты, мы существенно выигрываем. И экономически, и со стороны рядовых пассажиров», – считает Луппо.

***

Этот материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 27 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*