Точка зрения: Плюсы и минусы законопроектов о местных выборах

Фото: Таисии Стеценко На рассмотрение парламента подано четыре законопроекта относительно изменений к избирательному законодательству

С процессом можно и нужно экспериментировать. Необходимое условие – чтобы все согласовывалось с нормами Конституции.

Законопроекты о местных выборах не похожи и тем более не идентичны, иначе их бы отдельно не регистрировали, пишет Андрей Магера, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии, в колонке, опубликованной в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года.

Первый из них, поданный депутатами Родины, не имеет отношения ни к пропорциональной системе, ни к мажоритарной. Он предусматривает, что после проведения голосования партия может менять очередность кандидатов в списке. Ничего общего с демократической процедурой это не имеет.

Мне больше импонирует законопроект «фронтовика» Николая Федорука. Это едва ли не единственный из четырех законопроектов документ, который соответствует нормам Конституции. В частности, речь идет о статье 140 Основного закона, по которой районные и областные советы представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов. Пропорциональная система выборов в эти советы неизбежно поставит вопрос – интересы какого общества представляет депутат, избранный по партийным спискам?

Прогрессивный способ выдвижения кандидатов присутствует в законопроекте Парубия – Черненко. Но там не предусмотрено альтернативного механизма выдвижения, то есть список независимых кандидатов.

Если говорить о проекте депутатов во главе с Денисенко, он в значительной степени похож на законопроект Парубия – Черненко. Основное отличие заключается только в том, что он предусматривает пропорциональную систему на выборах всех местных советов, кроме сельских и поселковых.

Эксперты шутят по этому поводу: чем отличается законопроект Николая Федорука от законопроекта Андрея Парубия. Первый – это проект Ассоциации городов Украины, изначально разработанный Юрием Ключковским. А второй – это измененный рабочей группой парламента законопроект Ассоциации городов, изначально разработанный Ключковским.

Выборы городских голов в два тура» в крупных городах – прогрессивная мысль. Одновременно это повлечет дополнительные затраты из бюджета, но благодаря «второму туру» избранный глава становится более репрезентативным

Выборы городских голов в два тура» в крупных городах – прогрессивная мысль. Одновременно это повлечет дополнительные затраты из бюджета, но благодаря «второму туру» избранный глава становится более репрезентативным. Не согласен с принципом, по которому ориентируются на численность населения города, а не на количество избирателей. Перепись населения у нас должен проводиться каждые 10 лет, а по факту не проводился лет 15. А Реестр избирателей очень точный – до одного человека.

По моему мнению, вводить в действие можно те или иные нормы, но их необходимо согласовать с Конституцией. Конституционность – это первый вопрос.

Второе, как мне кажется, заключается в том, что тотально вводить пропорциональную систему с открытыми списками на очередные местные выборы 25 октября поздно. Это нововведение вызовет сложности с обучением членов избиркомов, с разъяснениями как заполнять протоколы.

Это повлечет за собой широкое информационное освещение списков кандидатов, развешивание плакатов. Не представляю такого места на участках, чтобы при таких условиях обустроить их как нужно. Только представьте себе участки в облцентре, где в кабинках придется разместить информацию не только о кандидатах в городской совет, но и в областную! При условии, конечно, что не откажутся от идеи «чистой пропорционалки» в облсовет.

Несовершенное воплощение пропорциональной системы с открытыми списками может дискредитировать всю систему и дать повод для того, чтобы депутаты потом отказались распространить ее и на парламентские выборы

Боюсь, что несовершенное воплощение пропорциональной системы с открытыми списками может дискредитировать всю систему и дать повод для того, чтобы депутаты потом отказались распространить ее и на парламентские выборы.

Ее следует испытать, но не нужно впадать в крайности. Целесообразно «обкатывать» ее – в тех же городах. Это был бы оптимальный вариант.

Не разделяю мнение, что сокращение депутатского корпуса является положительным явлением. Все депутаты местных советов, за исключением председателя, его заместителей, работают на безвозмездной основе, и от сокращения состава местного совета объем расходов не уменьшится.

Стоит отметить, что депутаты хоть и написали, что выполняют положения коалиционного соглашения, и в нем действительно есть требование ввести открытые списки, однако ни одна из партий, прошедших в парламент, этого избирателям не обещали. Об этом следует сказать избирателям честно.

Законодательным образом установлен фиксированный проходной барьер на местных выборах – явление негативное, ведь в местных советах гораздо меньшее количество депутатов, чем в Верховной Раде Украины

Законодательным образом установлен фиксированный проходной барьер (разумеется, в пропорциональной части) на местных выборах – явление негативное, ведь в местных советах гораздо меньшее количество депутатов, чем в Верховной Раде Украины. Поэтому введение фиксированного барьера снизит уровень репрезентативности избирателей своими депутатами, чего нельзя допускать. Здесь уместно вспомнить пример Нидерландов, правда, пример парламентский, где существует не фиксированный, а фактический барьер. Всего в парламенте Нидерландов 150 депутатов. То есть партия получает хотя бы один мандат, если набирает 0,67% голосов избирателей. В нашем случае это был бы оптимальный вариант по пропорциональной частью избирательных систем в местные советы.

***

Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*