Любовь, что светится. На знаменитом Burning Man впервые представят Украину

Фото: из личного архива Александра Милова Часть инсталляции выставляли на одесском пляже Ланжерон ко Дню защиты детей 1 июня

Одессит Александр Милов, лидер творческого объединения Такое, станет первым, кто представит Украину на арт-фестивале Burning Man.

Чтобы воплотить свой проект Love в жизни, художник пожертвовал покупкой квартиры, пишет Анна Давыдова в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года.

Уже скоро, 15 июня, из одесского порта в направлении к Сан-Франциско выйдет судно, на борту которого среди множества стандартных грузовых контейнеров будет один особенный. Внешне он точно такой же, как и остальные, но содержание совсем нестандартный – куча причудливым образом сваренных стальных труб, фрагменты каких-то загадочных фигур.

Когда через два месяца все это добро прибудет в Штаты, его вывезут в безлюдную пустыню Блэк-Рок на северо-западе штата Невада, где команда из семи человек соберет этот «пазл» в то, чем он и должен быть, – в гигантскую скульптуру Love (Любовь), придуманной одесским художником Александром Миловым.

Это две огромные клетки в форме мужчины и женщины, которые сидят спиной друг к другу (высотой 7, 5 м). В них положены детские фигуры, тянут руки навстречу друг другу (рост «малышей» – 5 м). Вся конструкция имеет 17,5 м в длину и 5,5 м в ширину.

«Это не современное концептуальное искусство, которое требует дополнительных пояснений. Если бы пришлось что-то объяснять, я бы даже не начинал этим заниматься. Идея понятна без слов: с возрастом даже самые близкие люди становятся скованными обидами и разочарованиями, но внутри каждого существует ребенок, который сохраняет остатки света. Их поза и свечение символизируют чистоту и искренность, которые связывают людей между собой и дают шанс примирения в момент, когда для них наступает темное время», – рассказывает Корреспонденту Милов о своей работе.

По словам художника, единственный неочевидный смысловой нюанс вложенный в позу фигур: женщина, словно защищаясь, скрутилась в позе эмбриона, а мужчина в отчаянии обхватил голову руками.

«То, что они сидят именно так, объясняется просто: у мужа все проблемы и переживания идут от головы, у женщины – из сердца. Не знаю, прочитали этот подтекст, но мне кажется, что так», – говорит автор.

Из личного архива Александра Милова

Такой вид будет иметь гигантская инсталляция Любовь в пустыне Невада

Особенность «малышей» – специальная подсветка: они горят только ночью, но настолько ярко, что «прорезают» клетку и она просто растворяется в темноте, – с 50 м уже видно только детей, которые стоят друг напротив друга.

«В этом вся «фишка»: скульптура днем одна, а ночью другая. Так же как и мы сами», – улыбается владимир Милов.

Авантюра на $ 100 тыс.

Эту работу Милов придумал еще восемь-девять лет назад, но до недавнего времени она существовала лишь в виде эскиза. И подаваться с ней на знаменитый арт-фестиваль Burning Man, который пройдет с 27 августа по 7 сентября, художник вовсе не планировал – поступок был спонтанным.

Накануне Нового года друзья художника, которые хотели поехать на Burning Man, просто не успели купить билеты: через огромный интерес к событию те разлетаются буквально сразу же после старта онлайн-продаж. И то ли в шутку, то ли всерьез предложили Милову попробовать зарегистрироваться как участник (тем, кто прошел отбор, организаторы предоставляют билеты на всю команду проекта бесплатно).

«И я, абсолютно не задумываясь о реальные шансы на победу, послал им один из старых эскизов, который мне казался достойным масштабного воплощения. Через некоторое время пришел официальный ответ, что наша работа понравилась и нам предлагают пройти процедуру получения гранта. Пришлось заполнить целую кучу бумаг: четыре или пять документов по 40 страниц с галочками Да/Нет, предоставить план того, как мы собираемся все это строить, обслуживать и вывозить мусор, – в общем, ужасная волокита. Ну и в итоге нам сказали: «Класс! Вы победили!» – вспоминает художник.

Работа над воплощением проекта стартовала четыре месяца назад, но по ряду причин, связанных со сложной ситуацией в нашей стране, физически получить выигранный грант в Милова возможности не было: деньги он сможет забрать только в США. А деньги были нужны в Украине – здесь и сейчас.

«Мне пришлось продать квартиру. Ну, точнее, не продать, а отказаться от ее покупки. Мы с женой плюнули на деньги, которые дали в аванс, и все, что осталось, вложили в проект. Как раз сейчас эти средства благополучно заканчиваются. Сходится копейка в копейку – упаковать все в контейнер и отправить морем в США. Но ведь нужно еще перевезти скульптуру в пустыню, смонтировать», – говорит Милов.

На этот момент личные средства художника уже закончились. По его подсчетам, для завершения проекта не хватает примерно $ 20-30 тыс.

«Я предлагал контент куче телеканалов – каждый день снимаю, все, что происходит на площадке. [Кроме изобразительного искусства, Милов давно занимается рекламой, кино и анимацией.] Еще общался с полиграфическими компаниями, предлагая выпустить потом каталог. И все говорят: «Да, классно», – но дело движется медленно. Раньше вообще мало кто реагировал, но сейчас вроде началось какое-то оживление, так что надежда есть. Речь же идет не о такую уж колоссальную сумму – примерно $ 65 тыс. На то, чтобы проект уехал и вернулся. И потом, чтобы поставить его в Одессе, – еще около $ 40 тыс.», – объясняет художник, который впервые представит украинский проект на легендарном фестивале.

Мобильный детский сад для взрослых

Еще один способ финансирования – краудфандинг: в ближайшее время Милов планирует разместить свой проект на платформе Kickstarter и Indiegogo. Чтобы стимулировать сбор средств, художник хочет предложить людям, которые поддержали его деньгами, написать их имена непосредственно на поверхности «малышей», которые светятся. Звучит привлекательно, ведь, вероятно, работу Love увидят не только на Burning Man.

Задумка – сделать так, чтобы фестиваль стал только стартовой точкой. Сейчас мы разговариваем с американскими музеями современного искусства, украинской диаспорой, чтобы показать проект в крупных городах Америки

Александр Милов, художник

«Задумка – сделать так, чтобы фестиваль стал только стартовой точкой. Сейчас мы разговариваем с американскими музеями современного искусства, украинской диаспорой, чтобы показать проект в крупных городах Америки. Сегодня, в свете событий в нашей стране, к нам есть интерес. Плюс – идея проекта понятна, общечеловеческая. Хочется, чтобы из разового вспышки, все это превратилось в некое знаковое событие. Конечно, все это авантюра, но если бы я этого не сделал, то точно бы жалел. У меня нет никакого диплома об образовании, а так я наконец получу наглядное подтверждение того, что я художник. Ну и если через краудфандинг вдруг вернутся деньги, то смогу все-таки купить жене и детям квартиру», – говорит Милов.

Кроме скульптуры Милов везет в Штаты снятый им фильм о родную Одессу – по словам автора, «добрый и уютный». Его он хочет показать на проекторах в день рождения города, 2 сентября, что именно попадает в фестивальный период Burning Man. Свой тематический лагерь на фестивале одесситы назвали Мобильный детский сад для детей, которые выжили во взрослых людях: монтаж его самого и скульптуры займет пять дней.

«Потом неделю круглосуточного «движения» с художественным уклоном. А дальше придется все это разбирать», – «вкус» художник.

Но какой смысл думать о будущих проблемах, если их и сейчас хватает?

«У меня сварщики работают в две смены. По идее, они должны были уже последние штрихи доделывать, только до этого еще далеко. У нас есть генеральный – или, скорее, гениальный продюсер: он сочетает в себе ряд незаурядных талантов и стимулирует работников то кнутом, то пряником», – улыбается владимир Милов.

Фото из личного архива Александра Милова

Над технической стороной проекта в Украине работают около 20 человек, а в Штатах будет 13.

«Мы сделали эксперимент – убрали всех художников с цепочки и дали возможность людям с техническими профессиями выполнить всю творческую работу. И, кстати, результат оказался гораздо более прогнозируемым и экономичнее, чем тот, который я часто получал, работая с профессиональными художниками: и самомнения меньше, и пользы больше», – рассказывает одессит.

«Тест-драйв» проекта Милов устроил на пляже Ланжерон в честь недавнего Дня защиты детей: две ночи подсвеченный «пупс» (правда, без клетки) простоял на берегу, интригуя отдыхающих.

«Как люди реагировали? Ну, я краем уха подслушивал, и некоторые ценители искусства, увидев «малыша», говорили, что говно, конечно, – смеется автор. И продолжает: – Но … Мы же все во всем, что нас окружает, видим отражение самих себя, не так ли? Да и вообще, глупо прислушиваться к такому. Ведь, как сказала Фаина Раневская, «все, что говорят за моей спиной, способна слышать только моя жопа», уж простите за цитату».

Что такое Burning Man

В 1986 году два десятка богемных товарищей сожгли на Бейкер-Бич, одном из пляжей Сан-Франциско, небольшую деревянную человека. В прошлом году таких «пироманов» (точнее, бьорнерів) в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, собралось уже 65 тыс., а «человечек», которого они сожгли в последний день восьмидневного фестиваля, был высотой в несколько десятков метров.

Сегодня Burning Man – знаменитый на весь мир арт-фестиваль, который удивляет не только удивительными объектами искусства, фриками всех мастей и полной свободой выражения, но, прежде всего, своей концепцией.

Участники тратят на создание инсталляций и построение тематических лагерей значительные суммы (иногда – при поддержке организаторов, иногда – полностью самостоятельно), но сами на фестивале ничего не зарабатывают: один из десяти руководящих принципов сообщества – декоммодифікація, то есть отсутствие сделок, потребительства, спонсорства и рекламы. Организаторы продают лед и кофе – другого бизнеса в пустыне нет. Вместо этого действует экономика дарения: участники предоставляют друг другу все, кроме инфраструктуры фестиваля. Еще один принцип – Не оставляй следа: уезжая, бьорнери оставляют пустыню в такой же первозданной чистоте, какой она была до них.

***

Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*