DW: Двенадцатилетку переносят на 2018-й. Какие еще изменения готовит Минобразования

Фото: DW В МОН на год отложили переход на 12-летний учебный план

В Министерстве образования в Киеве отложили дату перехода на 12-летний учебный план до 2018 года.

Реформа среднего и дошкольного образования относится к числу ключевых задач украинского правительства в 2016-м году. По крайней мере, так утверждает премьер-министр Арсений Яценюк. Правда, соответствующий законопроект, над которым работало большое количество экспертов и работников образования и который уже дважды передавали в Верховную Раду, до сих пор даже не зарегистрировали в парламенте.

В Министерстве образования Украины (МОН) прошлым летом обещали фундаментальные изменения уже с 2017-го — переход на 12-летнее обучение и разделение на начальную, среднюю и старшую школы. Теперь осторожно говорят о 2018-й год. Как объясняют эксперты, законотворческий процесс затянулся, поскольку его участники стараются найти компромисс, который бы удовлетворил и учителей, и руководителей высших учебных заведений 1-2 уровня аккредитации, которых затронет реформа старшей школы.

Начальная школа

Дискуссии ведутся на всех звеньях — от начальной школы до старшей. Например, идея сделать обучение в начальной школе не столько предметы, как через рассмотрение тем и игры вызвала сопротивление у учителей искусства — те даже зарегистрировали на сайте Президента петицию с требованием не отменять уроки музыки и рисования. Эти дисциплины отсутствуют в проекте концепции реформы начальной школы.

Реформа, которую готовит МОН, не отменяет искусство, а только интегрирует его с другими предметами, уверяет заместитель министра образования Павел Хобзей. «Сегодняшняя начальная школа очень часто напоминает скорее гимназию: дети за партами сидят лицом к доске, атмосфера осталась авторитарной. Нам бы хотелось, чтобы это было інтерговане обучения, которое бы стимулировало развитие детей, развитие интересов», — пояснил в беседе с DW заместитель министра. Он — против оценивания детей в первых классах и против предметов. «Чтобы воображение о мире сформировалась через игру, деятельность», — говорит Хобзей.

Учителя же искусства в такой интеграции видят угрозу. «Дети не будут на украинском языке или математике рисовать красками, все сведется к заштриховування фигур в тетрадях, вместо того, чтобы погрузиться в искусство, — предостерегает учительница изобразительного искусства Наталия Прокопив, — А музыку заменят физкульт-минуткой. Мы потеряем культуру в начальные ланке. К ним должен прийти художник с мольбертом, музыкант, который играет на фортепиано.»

Разгрузка

Немало дискуссий ведется и вокруг реформирования средней и старшей школы. Одна из главных – разгрузить школьников. «Мы на столько перегрузили программу, мы ничего не вынули, только добавляли, и в результате очень много вещей имеют репродуктивный характер, настроен на запоминание. А это не то, что нужно сегодня образованному человеку,» — рассказывает Ирина Чернілевська, директор гимназии в Киеве.

Новый закон должен уменьшить количество предметов, дисциплины укрупнять, чтобы не дублировать информацию. Кроме того, больше автономии должны дать учителю, объясняют эксперты, которые работали над законом. «Учебные программы приблизят к европейским образцам, когда есть ожидаемые результаты, нет почасово расписанного расписания, что и когда учитель должен преподавать», — рассказывает эксперт аналитического центра CEDOS Ирина Когут.

Старшая школа

Старшая школа — это звено, где ожидается больше всего изменений. Здесь планируют сделать четкую и реальную специализацию, а не намек на нее, как было в 2000-х, рассказывает Когут. «Тогда в каждой школе якобы должна быть профильное образование, но преимущественно это был общий профиль, или только два, то есть фактически без выбора. Теперь планируется отделить старшую школу, очень часто пространственно, местами в отдельные заведения», — объясняет Ирина Когут.

Предлагается, чтобы после окончания 9 класса дети сдавали внешнее независимое оценивание (ВНО) и, в зависимости от пожелания и результатов ЕГЭ, имели возможность поступить в старшие профильные школы по двум направлениям — общеобразовательным или профессиональным. Общеобразовательной — это фактически подготовка к университету в многопрофильном академическом лицее. Профессиональный — обучение в профліцеях и колледжах, где дети получали бы профессиональную рабочую квалификацию или квалификацию младших специалистов.

Более прозрачный контроль

Устранить бюрократию из школ планируют новым подходом к аттестации учителей и управления учебными заведениями. Полномочия местных органов образования хотят значительно сузить, а школам дать больше финансовой и административной автономии. В то же время есть идея ввести общественный контроль: планируют ввести конкурсное избрание директоров школ, дать больше полномочий педагогическим и родительским советам.

Учителям должны дать возможность выбирать, где повышать квалификацию, таким образом разрушить монополию институтов последипломного педагогического образования, рассказывает Ирина Когут. А вот идея сертификации учителей не нашла полной поддержки. «Замысел был, чтобы с одной стороны найти более-менее безболезненный для бюджета способ поднять учителям зарплату, с другой — сделать контроль знаний самих учителей, чтобы отсеять откровенно неквалифицированные кадры. То есть предлагалось ввести объективную составляющую оценивания в том, что раньше называлось аттестацией. Раньше это происходило через посещение директором, коллегами уроков — то есть явно конфликт интересов», — объясняет Ирина Когут.

Пока сошлись на компромиссе — традиционную аттестацию оставят, а сертификация будет добровольной и будет давать возможность получить повышение зарплаты.

Когда ждать изменений

Если парламент примет закон об образовании весной, в МОН обещают, что уже с 2018 заработает реформа начальной и старшей школы. Реформу средней школы обещают запустить к 2020 году.

Источник: Украинская служба DW

Источник

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*