Украина уже не «враг №1» в СМИ РФ

После сбития Турцией российского Су-24 на федеральных каналах и в соцсетях у российских журналистов появился новый враг.

Впервые после событий на киевском Майдане в 2013 году Украина перестала быть главным врагом России в сообщениях российских СМИ. Под конец 2015 года ее место заняла Турция, сообщает РБК со ссылкой на данные компании «Медиалогия», которая изучала, как часто на российских телеканалах, в других СМИ и в блогах в 2015 году вспоминали про Украину, США, Турцию и «Исламское государство» во враждебном контексте.

В течение первых девяти месяцев 2015 года уверенное лидерство среди угроз для России удерживала Украина, врагом номер два были США. В среднем об Украине как о враге газеты, телевидение и блоги сообщали в полтора раза чаще, чем о США. При этом уровень враждебности по отношению к обеих стран постепенно снижался в течение года.

Если в начале года на телевидении выходили сюжеты, в которых украинская власть называлась «хунтой» (в среднем 20 таких називань за месяц), то к концу года это наименование было почти забыто. В прессе и блогах также уменьшалось количество упоминаний об Украине в контексте «хунты»: подобных сообщений в СМИ снизилось с 2,5 тыс. до 1,5 тыс. до конца года, в блогах — с 1,3 тыс. до нескольких сотен.

Украина в контексте «враг» упоминалась в среднем несколько десятков раз за месяц на ТВ. «Нелегитимной» власти Украины федеральное телевидение за год не назвал ни разу. В первом полугодии руководство страны с телеэкранов еще называли «самопровозглашенным», но к концу года и этот эпитет уже не употребляли.

Уменьшение резкой риторики по отношению к украинскому руководству идет от 2014 года, начавшись с выборов Петра Порошенко президентом, отмечается в исследовании.

Почти не употреблялись слова «бандеровцы» и «фашисты» по отношению к украинцам: из сотни упоминаний в начале года до 20 «фашистов» с телеэкранов в конце. В федеральной прессе также произошло похожее смягчение риторики: к концу года, после достигнутых договоренностей об отводе вооружений, в СМИ почти в несколько раз реже стали писать о «карательную операцию», чем в начале года.

Упоминание о Турции и террористическая группировка «Исламское государство» (ІДІЛ, ИД) аналитики отслеживали с четвертого квартала 2015 года. Материалы о ИД стали чаще появляться в российских медиа после начала военной операции РФ в Сирии. Одновременно изменилась и роль США: теперь все чаще Штаты стали называть спонсором и союзником ИД.

После 24 ноября, когда Турция сбила российский бомбардировщик Су-24, на федеральных каналах и в интернете у российских пользователей появился новый враг. Если раньше Турцию в контексте терроризма вспоминали около 20 раз за неделю, то после 24 ноября количество сообщений «Турция, терроризм» возросло до полутора сотен. После этой даты телевидение впервые начало называть Турцию «спонсором ІДІЛ». До конца года в медиа она заняла первое место как «враг».

Напомним о том, что согласно прогнозу американской разведывательно-аналитической компании Stratfor конфликт между Россией и Турцией в 2016 году неизбежен.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*